Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря н. ст. / 21 ноября ст. ст.

Икона Введение во храм Пресвятой БогородицыТропарь, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предображение, /
и человеков спасения проповедание, /
в храме Божии ясно Дева является, /
и Христа всем предвозвещает. /
Той и мы велегласно возопиим: /
радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

История праздника

Иоаким и Анна долго были бездетными. Обращаясь к Небесному Отцу с молитвой о ребенке, они обещали посвятить этот дар Богу. Господь услышал их молитвы и оказал им великую милость. Поэтому Новорожденная была названа Марией, что в переводе с еврейского значит «госпожа, надежда».
Когда юной Деве исполнилось три года, родители решили исполнить свой обет. Их родственники и знакомые собрались к этому событию. По приглашению Иоакима там были и юные отроковицы – маленькие девочки, которые стояли у входа в храм с зажжёнными светильниками.
К Иерусалимскому храму вели пятнадцать высоких ступеней. Паломники, поднимавшиеся по ним, обычно пели 119-133 псалмы. Оттого эти псалмы называются «степенны». Почтенная родительница подвела свою Дочь к первой ступени, а дальше по крутым ступеням Девочка поднялась Сама…
По преданию, Ее встретил первосвященник Захария, который был отцом Иоанна Крестителя. Он, по вдохновению Божию, ввел Ее во Святая Святых! Сокрытая тяжелой завесой, эта часть храма была в глазах иудеев самым таинственным, самым священным местом присутствия Бога. Только раз в год, только первосвященник мог входить во Святая Святых для каждения. Больше ничья нога не ступала туда никогда. Пресвятая Дева была удостоена этого за Свою исключительную роль на земле – как Богоматерь. Считается, что стихи 44 псалма служат прообразом к этому событию:
Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя (Пс. 44, 14-16).
У Пресвятой Девы были благочестивые наставницы. Изучение Священного Писания, а также молитва и рукоделие составляли Ее день. Шли годы, родители Девы Марии почили о Господе, а Сама Она выросла.
С четырнадцати лет юной Отроковице нельзя было пребывать при храме. Но Она, желая всю жизнь служить Богу, дала обет девства. Первосвященник Захария знал об этом и обручил Ее престарелому Иосифу, чтобы тот заботился о Ней. Праведному мужу на тот момент было восемьдесят лет. Он был вдовец и имел детей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также Марию и Саломию. В Евангелии они будут названы братьями и сёстрами Господними.

Из Слова на праздник Введения во Фото Иоанна Крестьянкинахрам Пресвятой Богородицы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся.
Событий мало, но почему так радостно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия Промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем желающим неба. И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща».
Дар Божий людям, Пресвятая Дева, плод молитвы родителей, и через Нее Христос, возвращаются людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва благоприятная.
И теперь, в предчувствии великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»!
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание». Так велик этот день, так единственен и неповторим он — день начала Нового Завета с Богом на земле.
До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение.
День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены — Обещанный, от Девы — Бог.
А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле — праведных родителей, дала обет Богу — до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.
Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему (Лк. 1, 38).
И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос, Ее Сын и Сын Божий, приидет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1Кор. 3, 16-17).
И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце.
И всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже восшел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ.
Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзется небо.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью.

 

Комментирование запрещено