Вход Господень в Иерусалим.

Общее воскресение
прежде Твоея страсти уверяя
из мертвых воздвйгл еси Лазаря, Христе Боже.
Темже и мы, яко бтроцы победы знамения носяще,
Тебе Победителю смерти вопием:
осанна в вышних,
благословен Грядый во имя Господне.
Тропарь праздника.

       Икона Вход Господень в Иерусалим

В этот праздник мы отмечаем одно из главных событий земной жизни Господа. За пять дней до иудейской Пасхи Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим. Данный эпизод описан у всех четырёх евангелистов. Обратимся к их повествованию.
Господь просит двоих из Своих учеников привести из ближайшего селения привязанного молодого ослёнка. Ученики выполнили всё по повелению Христа. На вопросы людей они отвечали, что ослёнок «надобен Господу».

Ученики постелили свои одежды на ослёнка и на него сел Господь. Множество народа вышло к дороге в Иерусалим, чтобы встречать Иисуса. В Евангелии сказано, что они «постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.» (Мк.11:8).
Израильтяне постилали вайи – длинные пальмовые листья. А на Руси установилась традиция приносить в храм ветви вербы – растения, которое цветёт ранней весной.

«И предшествовавшие, и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк.11:8-10).
Восклицание «осанна!» — это хвалебное приветствие и благословение. Буквально оно переводится как «спаси же!». «Осанна в вышних» — просьба к Господу о спасении.

На ослёнка, которого привели Господу, ранее никто не садился. Так в Писании подчёркивается ритуальная чистота животного: его можно было принести в жертву.
В деталях повествования усматривается осуществление ветхозаветных пророчеств. Так, в книге Бытия сказано, что придёт Примиритель, Которому покорятся народы. Он «привязывает к виноградной лозе осленка своего» (Быт. 49: 10-11).

Ещё важнее упомянуть о пророчестве Захарии, на которое ссылаются даже сами евангелисты:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.» (Зах. 9:9).
Вход Господень в Иерусалим также напоминал торжественный вход Соломона на муле, когда его отец благословил помазать его на царство. (3 Цар. 1: 32-40). Приводится также эпизод подстилания одежды при встрече царя. (4 Цар. 9:13).

Значит, Иисуса Христа приветствовали именно как Царя, как Мессию. Вот почему иудейские старейшины негодовали на Него, что Он не запрещает народу так восклицать. Господь отвечал им, что «если они умолкнут, то камни возопиют.» (Лк.19:40). И дети, и взрослые ликовали: радость стояла в воздухе.
Иудеи видели во Христе только земного Царя и не знали, что Господь идёт на страдание и смерть. И что проповедь Его – о воскресении из мёртвых. Мы же вспоминаем это торжество и приветствуем Господа как Небесного Царя и Спасителя!

Слово в неделю ваий

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Празднуем мы ныне одно из самых великих событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его торжественный вход в Иерусалим.
Надо, чтобы поняли все вы, каково значение этого праздника, чтобы поняли, каков смысл входа Господня в Иерусалим, ибо когда кто-нибудь впервые знакомится с Евангелием, то останавливается его мысль на главе, которая повествует о входе Господнем в Иерусалим, останавливается с удивлением, даже с недоумением, ибо читали они во многих других местах Евангелия, что Господь наш Иисус Христос всегда и неизменно отклонял от Себя всякие почести, всякое превозношение, ибо был Он кроток и смирен сердцем.
Он запрещал бесам, которых изгонял из одержимых ими, разглашать, что они знают, кто Он, что знают, что Он Сын Божий. Почти всегда исцеленным Им Он тоже запрещал разглашать о чуде.

Когда исповедал Его святой Петр как Христа, Сына Божия – Мессию, тогда сказал ему Христос: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Апостолы знали, но апостолам тоже заповедано было не разглашать никому о том, что Он Христос, Мессия, Сын Божий.
Итак, все то, что было прежде, как бы стояло в некотором противоречии со входом Господним в Иерусалим. Никогда прежде не видели Господа иначе, как шествовавшим пешком; здесь впервые увидели Его сидящим на осле. Никогда не видели, чтобы Он не уклонялся от всяких почестей, а теперь Он принимал их.

Что же это значило? Почему теперь как бы изменился образ действий Господа Иисуса Христа? Почему никогда прежде за три с половиной года Своей проповеди Он не позволял никому разглашать, что Он Мессия, Спаситель мира? Почему и Сам никогда не говорил об этом?
Почему? Потому что не пришло еще время открыть это людям, потому что неблаговременно было Ему открыться как Мессии.
Что было бы, если бы Он поспешил открыть свое мессианское достоинство? Вы знаете, как люто враждовали первосвященники, книжники, фарисеи против Него. Неужели же тогда, в начале земной деятельности Спасителя, они могли бы потерпеть, что Он провозгласил Себя Мессией?

Нет, ни в коем случае! Это только усилило бы их ненависть и вражду против Него, привело бы к ранней, безвременной смерти от злой руки их. Тогда, до входа Господа в Иерусалим, еще не настало время объявлять Его Христом, Сыном Божиим, Мессией.
А теперь настало. Господь знал, когда надлежало открыть всему народу Его достоинство как Христа, и вход Господа в Иерусалим имел целью именно это: открыть Иисуса как Спасителя, Сына Божия и Мессию.

Как, в какой форме совершено это великое дело Господом нашим Иисусом Христом? Не со славою великою, не с той славой, которую должен был принять Мессия, если бы Он был тем, за кого считали и каким ожидали Его иудеи; если бы цель Его пришествия была только в том, чтобы воцариться навеки над народом израильским, поставить его превыше всех других народов и стать земным царем.
Ведь сказал же Спаситель на суде Пилата в ответ на вопрос Пилата, царь ли Он: «Ты говоришь… Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).
Если бы искал Он царства от мира сего, если бы желал быть тем Мессией, великим царем, какого ожидал народ израильский, то, конечно, Он не вошел бы в Иерусалим в таком бедном, смиренном виде.

Разве не было среди уверовавших в Него, среди глубоко чтивших Его большого количества богатых и знатных, которые могли бы по первому намеку Его обставить вход в Иерусалим, как вход царя: дать великолепных коней, колесницы, которые сопровождали бы толпы народа, как сопровождали в Риме великих полководцев, одержавших славные победы над врагами? Их награждали так называемым триумфом. Это шествие триумфатора бывало полно великой славы, полно блеска. Триумфатор стоял на роскошно убранной колеснице, запряженной четверкой великолепных коней, высоко держа свою гордую голову, увенчанную лавровым венком, и принимал отовсюду знаки преклонения и прославления. Впереди шли войска с музыкой громогласной. А позади колесницы вели закованных в цепи царей и вождей того царства, которое покорил триумфатор.

А Господь Иисус Христос неужели мог так совершить вход Свой? О нет, о нет!
Всякая слава земная ничтожна и исчезает как дым, и все те, которые были удостоены в Риме триумфа, давно, давно забыты людьми. Есть другая слава, неизмеримо более высокая, чем слава триумфаторов: есть слава доблестного смирения, кротости и добродетелей, ибо эти великие духовные качества неизмеримо выше всех заслуг военных и гражданских и всякой славы человеческой, ничтожной пред славой кротких, смиренных, полных любви и добродетелей.

Царство Христово было не от мира сего, оно было Царством от Бога. И славой его должна была быть слава Божия. И эту славу стяжал Он в Своем смиренном шествии на осле, на котором сидел Он, не гордо подняв голову, а низко опустив ее и орошая Свои святые ланиты потоками слез.
(…)

Таков был вход Господа в Иерусалим. Подумаем, неужели всякий, кто был бы на месте Господа Иисуса в этот момент Его славного вхождения в Иерусалим, кто стремился бы к славе и почестям земным, к власти царской, неужели не использовал бы восторг народа, вызванный величайшим чудом воскрешения мертвеца на четвертый день после смерти – неужели не использовал бы такого восторга народного, чтобы подлинно воцариться?!

О как легко мог это сделать Христос! О с каким страхом и смятением смотрели Его враги на славный Его вход в Иерусалим! Как трепетали, думая: неужели станет царем, неужели станет нашим властителем?
А Господу это не было нужно, ибо Царство Его не от мира сего.
Он восседал на осленке, сопровождаемом ослицей, и горько плакал… Почему, почему Он горько плакал?!
Это объясняют Его собственные слова, обращенные к Иерусалиму, которые услышали окружающие Его: «… о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19:42).

О, если бы ты, Иерусалим, в этот самый решающий для тебя день узнал, что служит к миру твоему: о, если бы узнал, что Я именно тот Мессия, Который пришел спасти тебя, что Я царь твой не земной, а Царь Небесный! Если бы ты знал!.. Но сокрыто это от очей твоих.
Господь знал, что должен будет претерпеть народ, отвергший Его, распявший Его на кресте, за отвержение Его, за распятие Его. (…)
В черных душах своих книжники, фарисеи, первосвященники терзались, негодовали и, не выдержав, сказали Господу: «Запрети, запрети им: слышишь, что кричат».

«Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф. 21:16).
И замолчали злобные люди. Они хотели, они просили, чтоб Господь запретил прославлять Его. (…) Они не тронулись даже совершенно необыкновенным, исключительным чудом воскрешения Лазаря четырехдневного. Почему так, почему народ ликовал, а они злобствовали?
Ответ на это находим у святого пророка Исаии: потому не могли они веровать, что «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:10).
Они окаменели сердцами своими, ослепили очи свои, сомкнули и не хотели видеть чистого, великого, святого. (…)

Да не случится никогда ни с кем из нас, чтобы к нам приложимы были слова, сказанные Господом Иисусом Христом при входе в Иерусалим: «… о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19:42).
И в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда надо припомнить эти слова Христовы. Бывает, что когда человек идет по пути неверному, то милосердие Божие останавливает его, останавливает каким-нибудь потрясением, каким-нибудь несчастием или болезнью, и тогда как бы говорит ему: «… о если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк. 19:42).

Бывает с каждым из нас, что Господь стоит у двери сердца нашего и потихоньку стучит, ожидая, чтобы открыли и впустили Его – стучит как, нищий под дверью. О, горе, горе нам, если не услышим тихого Христова стука, ибо в этот момент должны мы подумать, что и к нам относятся те слова Христовы, которые вызвали потоки слез из Его Божественных очей: «… о если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!».
22 апреля 1951 г.

Back to top button
Перейти к верхней панели