Проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Тушине г. Москвы
Благодарю вас, отец Олег, и всех, кто трудится в этом святом храме, а также руководство торгового флота, которое имеет попечение об этом доме Божием. Также всех вас, мои дорогие, благодарю за молитву и радуюсь, что имел возможность совершить сегодня молитву в этом Божием храме, который был построен совсем недавно — в нужное время и в нужном месте.
Умножение храмов в городе Москве, сопровождавшееся непониманием очень людей, даже в церковной среде, на деле привело к очень большим переменам в жизни Первопрестольного града. Там, где появился храм, он стал местом духовного притяжения, местом обучения людей Божественным истинам, местом формирования солидарности христианской общины — через общие добрые дела, через разного рода приходские проекты и программы. Все это очень изменило церковный ландшафт Москвы. Думаю, если бы наши предшественники посетили этот храм, увидели молодежь, познакомились с работой прихода, то просто бы не поверили, что такое возможно. Ведь когда они служили, едва разрешалось совершать богослужение в самих храмах и никогда — за их пределами, не говоря уже о тех многообразных служениях, которые сегодня совершаются нашими приходами в городе Москве. Еще раз хотел бы выразить благодарность всем, кто потрудился при строительстве этого храма и кто сегодня трудится, укрепляя веру Христову как в самих себе, так и в сердцах тех, к кому это служение обращено.
Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая. Этот угодник Божий жил в IV веке, в эпоху, когда гонения на Церковь уже прекратились. Можно себе представить, с какой радостью люди вступили в эпоху Константина Великого, римского императора, прекратившего гонения. Казалось, наступили новые времена, появились новые возможности и нужно сделать все для того, чтобы укреплять церковную жизнь, нести проповедь людям, совершать богослужения. Но именно в это время Церковь сталкивается с опасностью, превышавшей опасность открытых гонений. Появляются так называемые ереси. Откуда они пришли? Попытки воссоединить христианство с языческой культурой, с языческой философией привели к тому, что многие люди, развивая эти философские концепции, применяя их к христианству, допустили очень большую ошибку. Нормы и идеи языческой философии они попытались включить в христианскую веру, и побежденное язычество через языческую философию стало входить в жизнь Церкви, в первую очередь на уровне мысли, на уровне богословия, на уровне философского мышления.
И когда эта опасность стала очевидной, появился очень яркий проповедник — священник по имени Арий, который стал собирать вокруг себя огромное количество слушающих и верящих его словам. Опасность, которая не уступала опасностям времен гонений от язычников, была осознана в Церкви, и тогда из среды православного духовенства на поприще общественного служения выступили удивительные святители и богословы, среди которых особенно отличался Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские. Этот святитель многое сделал для победы над Арием и на I Вселенском Соборе выступил так резко против, особенно когда Арий стал доказывать свою правоту, что ударил его. Что, конечно, не подобало атмосфере, которая должна была быть на Соборе, но святитель своим жестом показал полную непримиримость с арианством, с попыткой внедрить языческие идеи, языческую философию в то время, когда христианство победило язычество. И мы знаем, что Арий был посрамлен, а святитель Николай вошел в историю как мужественный борец за чистоту Православия, и его почитают во всем православном мире, и не только православном, но и на Западе. Многие из наших православных людей, которые были в паломничестве в Италии, знают, как почитается святитель Николай и западными христианами.
О чем все это говорит? О том, что верность Христу, мужество, твердость приводят к удивительным последствиям. Враг отступает. А разве не так было в недавние времена атеизма в нашей стране? Кто мог представить себе, что в XXI веке здесь, в Москве, в этом новом районе будет построен новый храм, переполненный людьми разного положения и звания? Но ведь это чудо совершилось — конечно, по молитвам наших новомучеников и исповедников, но и по нашим трудам, по трудам нашего верующего народа, который сохранил веру. Не могу не сказать и о трудах духовенства, которое в большинстве случаев достойно совершает сегодня свое служение и несет истину о Христе нашим современникам.
Испытываю чувство глубокой благодарности ко всем, кто сегодня строит храмы по всему лицу Руси, но, конечно, особенно поражает храмостроительство в Москве. Когда мною была провозглашена программа строительства 200 храмов, абсолютное большинство людей не верили в возможность ее осуществления. Но сейчас 200 храмов — это планка, которую мы уже почти достигли, и речь идет о строительстве еще большего числа храмов, потому что в новых районах Москвы действительно большое количество верующих и потребность народа в этих храмах очень велика.
Хотел бы особенно поблагодарить всех тех, кто помог построить этот храм, кто вложил свои средства, кто употребил свои организаторские способности, кто приходил и помогал строить, иногда по кирпичику, по тачке с раствором, — знаю, множество верующих людей старались и стараются внести свой вклад в строительство Божиих храмов. Низкий поклон всем и большая благодарность! Благодарю всех за труды, за молитвы, и пусть благословение Божие молитвами святителя и чудотворца Николая пребывает над всеми нами. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси