Новости

Митрополит Арсений совершил богослужение в храме Торжества Православия

26 октября, в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери, в храме Торжества Православия Божественную Литургию совершил управляющий Северо-Восточным московским викариатством Митрополит Звенигородский Арсений.

По окончании богослужения Митрополит Арсений обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь Иверской иконы Божией Матери! Знаменательно, что сегодняшнее богослужение было совершено в храме Торжества Православия. Это посвящение событию, которое когда-то в далёком IX веке послужило восстановлению православной традиции иконопочитания, к слову, можно назвать редчайшим: очень нечасто храмы нарекают в честь этого праздника. Об Иверской иконе (самой первой, что известна истории) говорится и в связи с временами иконоборчества в Византии: в VIII веке религиозная политика была нацелена на искоренение православной традиции почитания икон. Многие священники, монахи и простые миряне, спасая иконы, становились тогда исповедниками и даже мучениками.

Иконопочитатели спасали иконы от поругания, пряча их, скрывая и иной раз даже погружая в море, полагаясь на волю Господа. Была в их числе и одна благочестивая вдова, спасшая Иверскую икону. Женщина предала её морю, после чего, спустя время, Промыслом Божиим этот образ был обретён братией афонского Иверского монастыря, почему и сама икона впоследствии была названа Иверской. Тогда братия с благоговением приняла икону в монастырь, а спустя ещё несколько столетий, уже при русском царе Алексее Михайловиче и по благословению патриарха Никона, был сделан и привезён список (копия) этой иконы и в Россию. Память принесения в нашу страну ныне чтимого списка иконы Божией Матери мы с вами сегодня и совершаем. Именно этот образ стал одним из самых чтимых и любимых в Русской Православной Церкви, в русском народе.

Однако нам с вами необходимо помнить, что праздники в честь икон Божией Матери не столько и не только рассказывают нам об исторических событиях, связанных с явлениями той или иной иконы, сколько призваны возвысить наш ум и устремить наши очи к Изображённой. Согласно постановлению VII Вселенского Собора, честь, воздаваемая образу, возносится к Первообразу: так, наше почитание икон должно быть по-настоящему православным почитанием Самой Пречистой Девы, Матери Спасителя. И этот факт заставляет нас задуматься и сделать важные выводы для нашей духовной жизни: а как мы почитаем Божию Матерь?

Да, в такие дни, как сегодня, мы почитаем Её торжественным праздником в честь Её иконы, мы собираемся для литургии в храме, лобзаем Её образы, обращаемся к Ней в молитвах, которые никогда не остаются без ответа. Но этим не ограничивается почитание Богородицы, не в этом вся суть. Ещё в первом столетии апостол Павел сказал: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). И на этих словах строится церковное почитание святых и Божией Матери в первую очередь: «подражайте их вере». Конечно, вглядываясь в образ Пречистой, как Он явлен нам в Священном Писании и Предании Церкви, мы не можем не поразиться такой святости, такой глубине веры, такому смирению и чистоте. Такой, наконец, преданности воле Божией, которую явила Пречистая Дева. В праздник Благовещения мы поём: «Днесь спасения нашего главизна», то есть, начало. И действительно, таким началом стали слова Девы – ответ на Благовестие ангела о том, что Она станет Матерью Спасителя: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Эти слова стали «главизной», или началом, нашего спасения. Беспримерная преданность воле Господа, полное доверие, бесконечное смирение и чистота – вот добродетели, которым мы призваны научиться, чтобы впитать хотя бы каплю этой чистоты, этого смирения и любви к Богу, приобщиться хотя бы в малой степени к такой преданности воле Божией. Когда мы от всего сердца в той или иной ситуации сможем сказать «се, раба Господня, раб Господень, да будет мне по слову Твоему» – это и будет подлинным православным почитанием Пречистой, к которому призывает нас Церковь и которому учит нас церковное Предание. Не будем же и в повседневной рутине забывать о том, что все мы вместе как Церковь и каждый в отдельности призваны являть верность и преданность воле Божией.

Слова Богоматери действительно стали началом нашего спасения, открыли врата для Боговоплощения и Спасения мира. Конечно, не в той же степени, но в хоть сколько-нибудь подобной и наша верность Христу, и наша преданность воле Божией будут влиять на нашу жизнь и жизни окружающих нас, направлять ко благу и преображать. Ведь когда мы находим в себе силы на делание добра, прощение, милосердие и любовь, то и наша жизнь преображается, и в сердцах близких зажигается огонь надежды и веры. А они затем несут этот огонь, это тепло ещё дальше. «Вы свет мира, вы соль земли» – именно такой смысл заложен в словах Спасителя ученикам (см. Мф. 5:13-14). И эти слова обращены к каждому из нас, чтобы и мы были соработниками Его в этом мире, орудиями Его любви, Его руками. Чтобы через нас и ближние, и дальние наши могли приобщиться к вере, надежде, любви.

А сегодня мы с вами и всей Церковью обращаемся к Той, чьи смирение и чистота сделали возможными наше спасение. К Той, кого в Иверском монастыре на святой горе Афон называют «Портаитисса» – Вратарница. Не потому только, что этот Её образ был установлен на вратах монастыря, но потому, что через Неё врата Неба отворились и Спаситель мира явился на земле. И с любовью, благодарением и смирением обращаемся мы к Ней сегодня, чтобы Она оградила Своей молитвой и Своим Покровом и нашу жизнь, научила нас и защитила: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския нам отверзающая!»

Аминь».

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Перейти к верхней панели