Блаженная Матрона Анемнясевская
Северный придел храма Торжества Православия освящен в честь блаженной Матроны Анемнясевской.
Житие блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы
Память — 29 июля (16 июля по старому стилю)
Детство
Матрона Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне АнемнясевоКасимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство.
Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве; Матрона была четвертою по счету.
Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем другим братьям и сестрам, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой.
Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю.
Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для нее жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.
Путь терпения скорбей
Так лежала Матрона в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения.
С семнадцати лет к Матроне стал ходить народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни.
– Матреша, – сказал он, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.Крестьянин рассказал о своем исцелении другим.С тех пор всё больше и больше людей стало ходить к Матроне со своими нуждами, скорбями и болезнями.
С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: шли не только жители окрестных селений, но и самых отдаленных мест нашего Отечества. Шли беспрерывным потоком на протяжении более, чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.
Когда Матрона лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно всё это отбирал на водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования шли не на доброе дело. Матрона любила делиться всем с людьми, но лишена была этой возможности.
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть блаженной от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный ее почитателями.
От сестры блж. Матрона перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их. Эти насмешки тяжело переживались молодыми людьми. Но особенно тяжело это было для самой Матреши. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них насмешки и оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы.
Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более невозможно.
– Однажды, – вспоминала Матрона, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она, – посмотри, какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
По внешнему своему виду св. Матрона была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 см в длину. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.
Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Молитвенница и угодница Божия
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что блж. Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.
Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
Святая часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала своего духовника – приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем.
Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не вкушала мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесенные ее почитателями из разных святых мест.
Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику относилась с глубоким благоговением, отличалась особой ревностью к Православию. К раскольникам-обновленцам была очень строга.Особенно Матреша любила монахинь и вообще девиц. Монахинь ставила выше мирских, всё им прощала.
Из святых мест с наибольшим благоговением святая относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Своим благочестивым посетителям нередко советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу Земли Русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.
Помощь страждущим
Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.
По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили в возможность выздоровления.
Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села, вступила в партию против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель полежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матрене. Та помазала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полного выздоровления не было.
Через два года Матрона благословила Анну съездить вСаров и Дивеево. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая она стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.
Арест
Начиная с Великого поста 1933 года, Матрона заметно переменилась, она как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни, она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.
В конце июня 1933 года Матрону посетил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов со своей матушкой Пелагией Ивановной. Подвижница беседовала с ними долго и охотно. Она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть все, что посылает Господь. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты из Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона. Однако от разговоров о себе блаженная уклонялась, отвечала общими фразами, хотя отец Николай с матушкой очень этим интересовались и расспрашивали ее.
О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.
Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя города Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек. Все арестованные были отправлены в Рязань и Москву, а самуМатрону боялись трогать.
Наконец было проведено колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Всех вошедших охватил страх. По долгу службы председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матронушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель в дверях сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут». Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге вКасимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Онтакгромко кричал от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.
Кончина
В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться.
Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
По другим данным, безнадежно больная мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление по ее молитвам, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16 июля ст. ст./29 июля н. ст. 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.
Прославление
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено 9/22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии. Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.
Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей.
На фото – часовня блаженной МатроныАнемнясевской на ее Родине.
Тропарь, глас 8
Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбехтерпение, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носиласяеси, младенствующи телом, была есимати скорбящим и обуреваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.
Молитва
О преславная и достоблаженнаяматиМатроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое, молим тя, угоднице Божия, умоли Всещедрого Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждшихвозвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати.
Огради нас, матиМатроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждоблагопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистиннувемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего.
О, блаженная матиМатроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесожебоятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцемсо мученики возрадоватися во Царствии Небеснем.
Ей, матиМатроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день Судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостно воззовем к Нему: не отринины, Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
___________
При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:
Здесь мы приводим сокращенное житие блаженной Матроны, составленное по материалам книги: «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской»/Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999. – 72 с.
- http://kasimovrayon.ru/msu/about/tourizm/turobjects/kulturno-istoricheskie-obektyi/media/2017/4/26/derevnya-anemnyasevo
- https://azbyka.ru/days/sv-matrona-anemnjasevskaja-beljakova