Благовещение Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего главизна, 
и еже от века таинства явление,
 
Сын Божий, Сын Девы бывает,
 
и Гавриил благодать благовествует,
 
тем же и мы с ним Богородице возопиим:
 
радуйся, Благодатная,
 
Господь с Тобою.

Тропарь праздника

Благовещение- икона Благовещенского собора Московского Кремля

«Благовещение» — икона Благовещенского собора Московского Кремля                 

   (мастерская Андрея Рублёва)

«Благовещение» или «Благая весть» — русский перевод с греческого слова «Евангелие».  25 марта Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о рождении от Неё Христа-Спасителя.

Святая Дева с раннего детства жила при храме. Она желала сохранить девство, но, по иудейскому закону, должна была выйти замуж.  В 14 лет Она была отдана престарелому Иосифу. В его доме Дева продолжала жить так же, как и при храме – занималась чтением Библии и рукоделием.

По преданию, Богородица размышляла над пророческими словами, когда ей явился архангел Гавриил. Божий посланник поприветствовал Её: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» (Лк.1:28).

Богородица смутилась при виде Архангела: такое зримое явление духовного мира не могло не вызывать страх. Но Ангел сказал: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога». Он сообщил Ей о том, что она станет матерью Мессии: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» (Лк.1:30-33).

Весть о будущем сыне удивила Марию, и Она спросила: «как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лк.1:34-35).

Пресвятая Дева приняла эту весть: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.» (Лк.1:38). Со смирением покорностью Пресвятая Богородица согласилась послужить великой тайне.

В Ветхом Завете существовало пророчество, что Сын Божий родится именно от Девы. На это указывал пророк Исайя: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис.7:14). Только смысл грядущего Чуда был сокрыт.

Сам Господь, Творец всего мира, низошёл на Землю и родился из утробы земной женщины! В этом было Его безмерное самоуничижение по любви к нам. Есть такой богословский термин «кеносис», в переводе с греческого — «самоумаление». Человек появляется на свет именно в момент зачатия, поэтому 25 марта можно назвать первым днём Нового Завета.

Праздник вошёл в богослужение с IV века, а евангельское приветствие Архангела «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» стало излюбленной церковной молитвой: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…». Известные слова «Ave, Maria» — это начало той же молитвы на латинском.

В сочинениях древних авторов праздник именовался по-разному: «день приветсвия», «приветсвие Марии», «возвещение», «день Благовещения», «праздник Воплощения». Только почитание этого события неизменно, поскольку в нём — начало спасения человеческого рода. Богочеловек Иисус Христос приходит в мир, чтобы взять на Себя наши грехи.

 

СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ.
ПОУЧЕНИЕ НА ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Еже от века таинство открывается днесь,
и Сын Божий, Сын человече бывает;
человек бывает Бог, да бога Адама соделает.

Стихира на хвалитех, глас 2

 

Дивное, недомыслимое умами смертных таинство воспоминает и торжествует ныне святая Церковь: воплощение и вочеловечение Творца веков и миров – Сына Божия. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный зачинается, неприступный делается приступным, Слово воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми и не стыдится братию нарицати их (Евр. 2, 11). Так, от века, от начала утаенное и ангелам несведомое таинство открывается ныне и Сын Божий, делается Сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в восторге: да веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е., как весь человеческий род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу твари ради ее спасения.

О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо причина такого снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное средство к спасению погибшего человека и так уничижить себя для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякой добродетели. Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее душу!

Как мы все, братья и сестры, почтены воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала нашей Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, ели бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным, омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!

А теперь какое утешение всегдашнее для верующих и кающихся в воплотившемся нас ради Сыне Божием! Он надежда, очищение, освящение и спасение всех кающихся грешников, защита обидимых, утешение всех скорбящих, ободрение унывающих, покой утружденных и обремененных, награда подвизающихся, свет омраченных, сила немощных, помощник в трудах благих, споборник в духовных бранях, утеха всех праведных, вечная жизнь всех верующих в Него. Веруяй в Мя, аще и умрет оживет, – говорит Господь (Ин. 11, 25).

Но воплощение Сына Божия есть вместе и таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до такого самоистощания и к чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына Божия. Со стороны Бога причиной вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, – любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше ужасное падение, наша неизбежная вечная гибель.

Итак, что же от нас требуется вочеловечением Сына Божия? Немедленное, искреннее, нелицемерное и твердое покаяние во всех грехах, исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Аз свят есмъ Господь Бог ваш (Лев. 19, 2). Изыдите от среды развратных и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны, и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17-18). Что именно этого требует от нас Господь Иисус Христос, т. е. святости и правды, вы можете убеждаться в том каждый день самой Молитвой Господней «Отче наш», в которой Он, Господь, учит нас прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и праведно по воле Божией, а не по своей жить: Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Лк. 11, 2-4; Мф. 6, 9-10).

Итак, вот какую непременную обязанность налагает на нас, братья и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято, благоговейно и честно и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и Царствия Его и приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь, и в вечности. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Комментирование запрещено