Священномученик Иоанн Рижский

Икона сщмч. Иоанна Рижского Тропарь священномученику Иоанну Рижскому

глас 4

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Иоанне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Святой священномученик Иоанн Рижский – яркий пример непоколебимой твердости в Православии, явленной в страшные годы гонений на Святую Церковь. Причиной его мученической кончины явились сила его проповеди и непримиримые обличения безбожия, коммунизма и пороков.

Иоанн Поммер родился в 1876 г. в семье простого благочестивого крестьянина-латыша, его прадед был одним из первых латышей, принявших Православие, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Святая вера, выстраданная прадедами св. Иоанна, призвала и его самого к мученическому подвигу.

Обучаясь в Рижской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, Иоанн много читал и благоговейно молился. Он  пользовался уважением товарищей за блестящие способности, готовность помочь и богатырскую силу. С юных лет в его душе зрело стремление к монашеству,  на которое его благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский. В 27 лет Иоанн Поммер принял монашеский постриг, в 1904 г. – священный сан.

Архимандрит Иоанн самоотверженно трудился в должности ректора Литовской Духовной семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. Его истовые богослужения и прекрасные проповеди утверждали в душах людей веру, надежду и любовь. Святой был необыкновенно прост, внимателен и сострадателен, отличался особенной благотворительностью русской и белорусской бедноте. В 1912 г. архим. Иоанн был хиротонисан во епископа и направлен на Одесскую кафедру, в 1913 г. – в Таганрог. Оказывая существенную помощь беженцам из Галиции, он привлек многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.

В годину тяжких испытаний для Церкви и Отечества, гонители пытались всячески очернить Владыку, но это лишь приумножило любовь пасомых, и когда он был брошен в тюрьму, масса народа явилась с крестным ходом к темнице и добилась его освобождения.

В эти годы  епископ Иоанн стал ближайшим сподвижником святого Патриарха-исповедника Тихона в борьбе с врагами Церкви. В 1917 г. он был направлен в Тверскую епархию, где быстро наладил пошатнувшуюся церковную жизнь. Сильны и точны слова Владыки, разоблачающие обновленцев: «Вставили Маркса в  переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли  комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих  пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и  ждут, что народ станет «прикладываться». Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни  облекайте. Кощунственное преподнесение Маркса с церковной кафедры лишь ярче  подчеркивает непримиримую противоположность между Христом и Марксом. Здесь — воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там — сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».

Следующее назначение сщмч. Иоанна – в Пензу, где бывший архиеп. Владимир (Путята) при поддержке большевиков создал обновленческую «народную церковь», храмы были захвачены раскольниками, духовенство рассеяно. Претерпев издевательства и преследования властей, пережив ранения и покушения на свою жизнь, сщмч. Иоанн отстоял православные храмы и утвердил поколебавшихся в вере. В августе 1918 г. Владыка был в очередной раз арестован, приговорен к смертной казни, но затем отпущен. В следующем году вновь подвергся аресту и более года провел в заключении в Пензе, затем в Москве. В марте 1920 г. Владыку оправдали.

По неотступным просьбам латвийской паствы св. Патриарх направил сщмч. Иоанна на Рижскую кафедру. Непризнанная государством Латвийская Церковь находилась в то время в самом бедственном и опасном состоянии. В 1921 г. он вступил в управление епархией и Церковь Латвии получила широкую автономию, оставаясь в составе Церкви Рос­­­сийской. Владыка имел огромный авторитет среди православных, и латышей, и русских.

В 1926 – 1931 гг. сщмч. Иоанн состоял депутатом Латвийского Сейма, в котором горячо защищал интересы Православной Церкви и боролся с представителями левых партий. В 1926 г. он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, которым Церкви давалось право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение, гарантировались ее имущественные права. Теперь было разрешено создание религиозных школ и обществ, а решения духовной власти в каконических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Уже в 1926 г. была вновь открыта Рижская духовная семинария.

Владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии, добившись введения законов, способствующих открытию и поддержке русских учебных заведений, народных библиотек, улучшению дошкольного образования. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести Владыке за свидетельство об Истине. Он считал важнейшим для самостоятельной Латвийской Православной Церкви сохранять духовное и каноническое единство с Русской Матерью-Церковью.

«Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, – говорил святой, – приходите, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое,  которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29 – 32) ».

Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера – место своей мученической кончины (ныне в черте г. Риги). Здесь сщмч. Иоанн, пребывавший в молитвенном уединении и не желавший никого подвергать опасности, был убит в ночь на 12 октября1934 г. Известно, что мученика привязали к снятой с петель двери и подвергли на столярном верстаке страшным пыткам. Ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и еще живого предали огню.

Наиболее вероятно, что к зверскому убийству святителя были причастны советские спец­­службы, видевшие опасность в связях Главы Латвийской Церкви с верующими в СССР. Он был твердым антикоммунистом, критиком просоветских сил в своей стране и ярким проповедником ненавистного безбожникам Святого Право­славия. На похороны собрались тысячи людей, уже тогда последовало благодатное явле­ние святителя и другие чудеса по его молитвам. В 2001 г. решением Священного СинодаРусской Православной Церкви сщмч. Иоанн Рижский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Комментирование запрещено