Крещение Господне

Тропарь (глас 1)
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
 троическое явися поклонение,
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленного Тя Сына именуя,
и Дух в виде голубине,
 извествоваше словесе утверждение.
 Явлейся Христе Боже,
и мир просвещей, слава Тебе.

Крещение Господне

Двенадцать самых великих дней в году, когда Церковь вспоминает ключевые события из жизни Господа или Богородицы, называются двунадесятыми праздниками. Крещение Господне является одним из них. Этот праздник посвящён тому, как Господь Иисус Христос крестился в реке Иордан.

Спасителю было тогда около тридцати лет. Его Крещение предваряло собой начало проповеднического служения. Господь явил себя миру, крестившись от праведника и пустынника Иоанна Предтечи, к которому приходил креститься народ. Что же значил этот обряд в иудейском мире?

Иоанн Предтеча, он же – Креститель, учил народ покаянию и проповедовал скорое наступление дня Господня. Его служение заключалось в том, что он готовил народ к этому Пришествию: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:3).

Со всей окрестности Иордана к Иоанну Крестителю приходили люди, и он говорил им о Христе: «идёт за мною Сильнейший меня… Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8).

Евреи ждали Мессию. По библейскому пророчеству, перед Его пришествием во второй раз придёт пророк Илия (Мал. 4:5). По преданию, он не умер, но был вознесён на небо (4 Цар. 2:11).  И если пророк Илия должен прийти перед Вторым Пришествием и кончиной мира (Откр. 11:3), то Иоанн Предтеча готовил мир к первому явлению Христа на земле. Он был словно Илия по духу. Как сказал Господь: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» (Мф. 11:14).

Когда Иисус Христос подошёл к Иордану, праведный Иоанн не хотел крестить его, чувствуя своё не достоинство и величие стоящего перед ним. Но Господь убедил его, что так нужно исполнить «всякую правду» (Мф. 3:15).

При Крещении Иоанн увидел, как Святой Дух сходит на Иисуса Христа в виде голубя и услышал голос Небесного Отца:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

В Крещении Господнем людям впервые была явлена Пресвятая Троица: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, стоящем в водах Иордана, а Дух Святой нисходил на него, как голубь. Поэтому этот праздник именуют также Богоявлением.

В древности этот день назывался праздником Светов, потому что Христос пришёл, чтобы явить людям Свет. Это просвещение и очищение от грехов осуществляется в таинстве Крещения. Сын Божий освятил всё водное естество Своим погружением в Иордан, и теперь каждый христианин получает очищение и обновление водою и Духом. Трёхкратное погружение верующего в купели Крещения символизирует приобщение к смерти Христовой и Его Воскресению в третий день.

Раньше Крещение оглашенных проводилось в Крещенский Сочельник.  Эта традиция привела к тому, что теперь в храмах воду освящают два раза – накануне праздника и 19 января. Существует специальный молитвенный чин великого освящения воды. После молитвы, благословения и троекратного погружения креста вода становится Великой агиасмой (святыней). Её можно пить в течение всего года и окроплять ею свои дома. При необходимости святую воду можно разбавлять обычной водой. К тому же, по преданию, в ночь на Крещение освящается вся вода на земле.

Слово в день Богоявления

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 

Когда празднуем мы один из величайших праздников наших – Крещение Господне или Богоявление, – то встает перед нами недоуменный вопрос: зачем пришел на Иордан, зачем крестился Господь наш Иисус Христос, Предвечный Сын Божий, воспринявший плоть человеческую ради спасения нас, окаянных грешников.

Этот недоуменный вопрос возникает только у нас, а ни у кого из толпы народа, стоявшей на берегу Иордана и созерцавшей крещение Господа Иисуса, он не мог возникнуть, так как никто еще не знал Его как Единого Безгрешного, как истинного Сына Божия.

Что же, скажем ли, что не нужно было Ему креститься от Иоанна? Нет, не скажем: не посмеем сказать, ибо Сам Господь Иисус сказал Своему Предтече, что им надлежит исполнить всякую правду, и крещением Своим засвидетельствовал Господь Иисус Христос великую важность, великую правду покаяния. Самую проповедь Свою он начал словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Он пришел открыть нам путь в Царство Небесное, в которое нет доступа никому, не омывшему скверну души своей горячими слезами покаяния. Только очищенное покаянием сердце человеческое может воспринять величайшее слово Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).
Вся великая проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна имела главной своей целью призыв к покаянию, которым уготовал он Господу путь Его.
А без глубокого покаяния невозможно начать трудный путь в Царство Небесное, указанный нам Господом Иисусом Христом. И другое величайшее Божие дело совершилось в этот преславный день Крещения Господня. Когда выходил Предвечный Сын Божий из воды Иордана, на главу Его спустился с небес в виде голубя Дух Святой. И услышал народ, стоявший на берегу Иордана, возгремевший с небес глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Это было никогда прежде не виданное и не слыханное явление миру человеческому Триединого Бога. Это было свидетельство о Богочеловеке Иисусе Христе, как бы представление Его миру от самого Бога. И, несмотря на это столь чудесное свидетельство о Сыне Божием, преклонился пред Ним и уверовал в Него далеко не весь народ Израильский.

Сатана, осмелившийся искушать Господа Иисуса в пустыне после сорокадневного поста, которым готовился Христос к началу Своей проповеди, был посрамлен ответами Господа Иисуса Христа, но оставил Его только до времени, ибо нашел множество сообщников себе в ненависти к Господу Иисусу среди священников, книжников, фарисеев и старейшин народа и даже среди простых людей, не раз хватавших камни, чтобы до смерти побить своего Спасителя.
Уйдем же подальше от врагов Христовых и падем ниц в порыве глубокой любви к Сыну Божию, Сошедшему с небес для спасения нас, погибавших в грехах и беззакониях наших.

Возвратимся мысленно еще раз на берег Иордана и послушаем, что говорил Предтеча и Креститель Господень Иоанн на другой день после Крещения Господня. Он говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:29-34).
Слышите, слышите, братия и сестры мои, что не только Отец наш Небесный и Дух Святой свидетельствовали о Господе Иисусе Христе как о Предвечном Сыне Божием, но и величайших из рожденных женами со всей доступной человеку силой свидетельствует о том же.

Неужели не достаточно для нас этого свидетельства Самого Бога, этого Божественного представления Его миру, как Возлюбленного Сына Божия? Неужели не достаточно и свидетельства о Нем как Сыне Божием величайшего из всех когда-либо рожденных женами? Неужели не достаточно этих величайших свидетельств о Христе как Сыне Божием, ежегодно повторяемых в великий день Богоявления?

О как страшусь я того, чтобы хотя один из вас, Богом данная паства моя, не потерял горячей веры в Спасителя нашего и не ушел бы в число тех несчастных, которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа.
Да не случится этого самого страшного ни с кем из вас.

Да будете сынами Царства Христова, глубоко утвержденными в истинном учении Его.

Аминь.
1958 г.

Комментирование запрещено