Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября н. ст. / 8 сентября ст. ст.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

История праздника

Этот праздник, вслед за святителем Андреем Критским, можно назвать «началом праздников», поскольку он первый в церковном году, который начинается 14 сентября н. ст. Однако по времени своего установления в Церкви этот праздник — один из последних. Первые упоминания о его праздновании на Востоке относятся к V веку.

Рождение Пресвятой Богородицы и Eё спасительное служение человеческому роду было предсказано ещё в Ветхом Завете, когда Бог сказал змию, соблазнившему первых людей на грех:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Жена здесь – Пресвятая Богородица, а Её семя – рожденный от Неё Господь Иисус Христос, Мессия, что означает «помазанник Божий».

«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Еммануил — значит Богочеловек.

В те времена в еврейском народе каждый имел надежду, что именно из его потомства произойдёт Мессия, поэтому бесплодие считалось знаком гнева Божия. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, терпели несправедливые поношения от своих соплеменников. По преданию, первосвященник по этой причине даже не принял их дары в Иерусалимском храме.

После этого опечаленным супругам, предавшимся усердным молитвам, было видение, что у них родится Преблагословенная Дева, через Которую будет даровано спасение всему миру. Они дали обет Богу, что отдадут Дитя на служение в храм до совершеннолетия.

Родившейся нарекли имя Мария, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Рождество Божией Матери приблизило на земле Царство Божие, царство истины, и добродетели, и вечной жизни.

Святые Отцы о празднике

«Настоящий праздник есть для нас начало праздников.

Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом — соединение Слова с плотью, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое.

Поэтому настоящий Богоблагодатный день, являя свет девства и как бы сплетая венец из неувядаемых цветов духовного вертограда Писания, предлагает твари общую радость. «Дерзайте, — говорит он, — се, праздник рождества Девы и обновление человеческого рода! Дева рождается, воспитывается, возрастает и готовится быть Матерью Всецаря веков — Бога»».

                                                                   Святитель Андрей,
архиепископ Критский

 

«Какую радость доставляет нам Рождество Богоматери? Через Рождество Приснодевы, через Единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (см. Рим. 5, 10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным. Отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на Небесах вместе с Ангелами.

Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу! Ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского перед Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний Рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои бесчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви бесчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь».

      Праведный Иоанн Кронштадтский

Комментирование запрещено