Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября н. ст. / 8 сентября ст. ст.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

История праздника

Этот праздник, вслед за святителем Андреем Критским, можно назвать «началом праздников», поскольку он первый в церковном году, который начинается 14 сентября н. ст. Однако по времени своего установления в Церкви этот праздник — один из последних. Первые упоминания о его праздновании на Востоке относятся к V веку.

Рождение Пресвятой Богородицы и Eё спасительное служение человеческому роду было предсказано ещё в Ветхом Завете, когда Бог сказал змию, соблазнившему первых людей на грех:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Жена здесь – Пресвятая Богородица, а Её семя – рожденный от Неё Господь Иисус Христос, Мессия, что означает «помазанник Божий».

«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Еммануил — значит Богочеловек.

В те времена в еврейском народе каждый имел надежду, что именно из его потомства произойдёт Мессия, поэтому бесплодие считалось знаком гнева Божия. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, терпели несправедливые поношения от своих соплеменников. По преданию, первосвященник по этой причине даже не принял их дары в Иерусалимском храме.

После этого опечаленным супругам, предавшимся усердным молитвам, было видение, что у них родится Преблагословенная Дева, через Которую будет даровано спасение всему миру. Они дали обет Богу, что отдадут Дитя на служение в храм до совершеннолетия.

Родившейся нарекли имя Мария, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Рождество Божией Матери приблизило на земле Царство Божие, царство истины, и добродетели, и вечной жизни.

Святые Отцы о празднике

«Настоящий праздник есть для нас начало праздников.

Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом — соединение Слова с плотью, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое.

Поэтому настоящий Богоблагодатный день, являя свет девства и как бы сплетая венец из неувядаемых цветов духовного вертограда Писания, предлагает твари общую радость. «Дерзайте, — говорит он, — се, праздник рождества Девы и обновление человеческого рода! Дева рождается, воспитывается, возрастает и готовится быть Матерью Всецаря веков — Бога»».

                                                                   Святитель Андрей,
архиепископ Критский

 

«Какую радость доставляет нам Рождество Богоматери? Через Рождество Приснодевы, через Единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (см. Рим. 5, 10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным. Отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на Небесах вместе с Ангелами.

Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу! Ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского перед Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний Рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои бесчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви бесчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь».

      Праведный Иоанн Кронштадтский

Back to top button
Перейти к верхней панели