Воздвижение Честного и Животворящего Креста

Икона Воздвижения Креста Господня27 сентября н. ст. / 14 сентября ст. ст.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

История праздника

Первоначально этот праздник был установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста. С этой целью его благочестивая мать равноапостольная царица Елена отправилась в 326 году в Иерусалим.

После долгих поисков один престарелый иудей сообщил царице, что Крест зарыт там, где находятся развалины языческого капища Венеры. Начали раскопки на этом месте и нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, иерусалимский Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, усопший ожил. Так все убедились, что найден Животворящий Крест.

Собравшиеся во множестве христиане просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, созерцать Его. Тогда Патриарх начал высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу.

Отсюда и получил свое название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

В VII веке с этим праздником было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Это событие совершилось 14 сентября по старому стилю.

Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

Святые Отцы

О Честном и Животворящем Кресте Господнем

Достойно и праведно поклоняться Кресту Христову, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из Рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов.

Святитель Димитрий Ростовский

Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Комментирование запрещено