Преображение Господне

Икона Преображение Господне19 августа н. ст. / 6 августа ст. ст.

Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, / показав ученикам Твоим славу Твою, / насколько это было для них возможно. / Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы. / Податель света, слава Тебе!

Три святые евангелиста: Матфей, Марк и Лука, хотя сами не созерцали славы Преображения очами телесными, но тем не менее были удостоены от Духа Святаго не только созерцать славу сию очами духовными, но и возвестить о ней всему миру в своих писаниях (см. Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 28-36; Мк 9, 2-13).
По прошествии дней шести (Лк. 9, 28), – так начинается повествование о Преображении. Не без важной причины евангелисты в сем случае все указывают на это. Что же произошло за восемь дней?
За восемь дней произошли две важные вещи: одна весьма приятная, а другая весьма неприятная.
Приятно было, что Петр на вопрос Иисуса Христа апостолам: А вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 15) – вопрос, предложенный по случаю разногласия о Нем народных мнений, – отвечал со всей твердостью: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16). Богочеловек в награду за такое торжественное исповедание Его Божественного достоинства, еще никому из учеников дотоле явно Им не открытого, – пророчественно назвал Петра камнем Своей Церкви, обещал даровать ему ключи Своего Царствия и с сего времени начал открытее вести Себя в кругу учеников, как обетованный Мессия; но вместе с тем начал и часто предсказывать о Своей Крестной смерти.
Весьма неприятным было то, что тот же самый Петр, услышав в первый раз о Кресте и думая, что такая ужасная участь вовсе несовместна с достоинством Сына Божия, им исповеданного, почел за долг любви пререкать Ему в сем, говоря: Да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22). Пререкание и сострадание сие были так безвременны, так противны планам Премудрости Божией о спасении рода человеческого, но вместе и так искусительны для слабой природы человеческой, всегда отвращающейся страданий, что Спаситель, чтобы одним разом исторгнуть с корнем опасную мысль, принужден был сказать Петру: Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! (Мф. 16, 23).
Вот что произошло за восемь дней до Преображения! Ученикам в первый раз были совершенно ясно открыты и Божественное достоинство Учителя, и Его будущий Крест: первое принято единодушно, а последний нашел сильное противоречие.
Соображая с тем, что происходит теперь на Фаворе, нетрудно видеть внутреннюю связь между тем и другим событием. Петр, вопреки мнению народа, почитавшего Иисуса за Илию или за единого от Пророков, исповедал Его Сыном Божиим; и вот, на Фаворе Сам Отец подтверждает то же самое, а Моисей и Илия являются пред Ним, как слуги. Но тот же Петр, последуя всеобщему ошибочному мнению своих единоплеменников, полагал, что Крест совершенно несовместим с достоинством Мессии; и вот, Моисей и Илия среди самой славы Фаворской говорят не о чем другом, как о Кресте; да ведают все соблазнявшиеся Крестом, что основание его не на земле, а на небе, что он неразлучен со славою Сына Божия и есть плод Его собственного произволения и любви к людям (Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея 56).
Такова связь Преображения Господня с предшествовавшими ему событиями и таково его внутреннее значение и цель! Святая Церковь весьма ясно и сильно выражает это самое, когда поет: «На горе преобразился еси, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное».

Святитель Иннокентий Херсонский

Комментирование запрещено